www.parusa.vbg.ru
ПАРУСНЫЙ  СПОРТ  В  ВЫБОРГЕ
карта_сайта
Парусный спорт в России





 

на главную
XVIII-XIXв.
Парусный спорт в Советском Союзе
Парусный спорт в Выборге

  В конце XIX века Выборгский залив был известен, как место спортивных прогулок. В 1890 году из Выборга в Петербург прошел маленький швертбот «Русалка», имевший площадь парусов всего одиннадцать квадратных метров. Он преодолел расстояние около ста миль. Позже из Петербурга в Выборг совершил поход буер «Белка». Но подойти к самому замку ему не удалось: помешали промоины во льду. Большие яхты из Петербурга в то время довольно редко приходили в Выборгский залив. Велика была опасность разбить судна о подводные камни — «сахарные головы», как их называли моряки. Плавать же на яхтах только по фарватеру было малоинтересно.
  Совсем в юном возрасте участником одного из таких походов на яхте «Руслан» в 1910 году был адмирал Ю.А.Пантелеев. В своих воспоминаниях он рассказывает: «Мы миновали рейд и за островом опять увидели плес, окруженный многочисленными островами. Почти на каждой стоял небольшой домик, имелся каменный причал. На некоторых островах — большие каменные молы. У причалов в маленьких гаванях стояли шлюпки и яхты. Но вот на горизонте показался Выборг. Над линией невысоких домов возвышалась сторожевая башня старинной крепости. «Руслан» под стакселем вошел в порт с длинной каменной стенкой, оборудованной для стоянки судов. В самом конце стенки над красивым каменным зданием с башенкой на мачте развевался флаг — значит, это яхт-клуб. Здесь мы встали на одну из свободных бочек. К нам на тузике подошел вежливый боцман яхт-клуба, поздоровался и предложил поставить яхту к маленькому бону у здания клуба. По-русски, правда с сильным акцентом, он пояснил, что нам предлагается специальное место для гостей...
  Погуляв по городу, вернулись в яхт-клуб и с интересом осмотрели его уютную кают-компанию. По фотографиям и дипломам, висевшим в рамках на стенах, можно получить наглядное представление об истории яхт-клуба—«Выборгского парусного общества», как он официально назывался. Выборгский яхт-клуб, возникший в 1873 году, был в Финляндии первым парусные общества в других городах появились лишь через пятнадцать— двадцать лет. Надо думать, что организация яхт-клуба в Выборге способствовали заходы яхт Петербургского речного яхт-клуба. Выборжцы строили яхты, много плавали и устраивали у себя гонки. Местные яхты ходили на гонки в Петербург: отец показал мне на стене дипломы за
победы на гонках, которые устраивал Петербургский речной яхт-клуб, с 1891 по 1898 год. Значит, выборжцы побеждали несколько лет подряд!».

    В советский период парусный спорт в Выборге был достаточно популярен. В городе и районе существовало три яхт-клуба (на Смоляном мысу, на мысе Бобовый и в городе Приморск), которые в свою очередь насчитывали несколько десятков единиц парусных судов крейсерских классов. Для молодежи была создана школа яхтсменов, где они проходили, как теоретическую подготовку, так и практическую на шверботах (мыс Смоляной, Городской пляж) и в составе экипажей крейсерских яхт. Каждый год, в таких школах проводились учебно-тренировочные походы, где молодые ребята повышали свое мастерство и становились достойными приемниками своих наставников (Александров А.Р., Аншуков В.А., Овчинников А., Мякишев Н.Н., Кунь). Такой практике, конечно же, способствовала и мощная материальная база клубов. Как правило, каждый яхт-клуб существовал при крупных предприятиях (Выборгский Приборостроительный Завод, Выборгский Судостроительный Завод, Порт-Выборг и д.р.), которые и осуществляли их финансирование. Средства использовались на закупку яхт и швертботов, содержание учебных классов и зарплату тренерам, финансирование дальних походов и покупку призов участникам регат.
В период с 1991 года предприятия прекратили финансирование яхт-клубов. Вследствие чего, жизнь парусного спорта стала для города практически не заметна. Количество яхт резко сократилось, от 30 с лишним швертботов остались единицы. Школа яхтсменов была закрыта. Яхт-клуб возле крепости (мыс Смоляной), стал коммерческим предприятием, Яхт-клуб судостроительного завод перешел в ведение города. Имущество остальных было распродано или брошено.
В настоящее время положение стало исправляться. Яхт-клубы начали потихоньку развиваться. В городе стали появляться новые яхты. Некоторые из них приобретаются местными яхтсменами, другие приобретают жители других городов (Москвы) для собственного отдыха в Выборгском заливе. Больше стало приходить на собственных яхтах гостей из других городов, в том числе и из Финляндии. В 2002 году состоялась регата международного уровня, маршрут которой проходил в акватории Выборгского залива. Среди призеров было много и выборгских экипажей. С начала 2002 года снова открылась спортивная секция для молодых яхтсменов в средней школе №14, где занимаются ребята от 12 до 16 лет. В 2003 году была создана Выборгская Федерация Парусного Спорта во главе с председателем Назариным Вячеславом. Выборгская Федерация Парусного Спорта совместно с городскими властями и руководством яхт-клубов осуществляет организацию большинства мероприятий связанных с морской тематикой, а также участвует в проведении морских праздников, регат, городских юбилеев.
^