СтатьиО нас пишут

Открытый закрытый морской город

 
От портового причала №1, где проходят погранично-таможенный досмотр прибывающие в наш город легкомерные суда, до городского муниципального причала №10 – дистанция огромного размера. Пропасть выстроена бюрократическими препонами федерального уровня, и в последние годы является непреодолимой.
 
Недавно прошедший морской фестиваль «Паруса Выборга», ежегодная организация которого является весьма нервозатратной, вновь выявил кармическое недопонимание между городом Выборгом и федеральной пограничной службой.
 
В течение четырех лет интересы города отстаивала Светлана Нерушай (сейчас замглавы районной администрации), но с ее уходом на районный уровень работа притормозилась. Еще в декабре 2010 года на встрече в Правительстве Ленобласти рассматривались вопросы восстановления причалов, необходимых для стоянки больших моторных яхт в Выборге, а также о строительстве современного морского вокзала. Представители Росморпорта планировали приступить к реализации проекта в 2014-2016 годах. Председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области Сергей Важенин поддержал инициативу администрации Выборга.
 
Казалось бы, с точки зрения закона, не должно быть никаких препятствий для посещения Выборга прогулочными и спортивными судами, ходящими под иностранными флагами. Правительственное распоряжение №734-р, вышедшее в мае, четко обозначило список портовых городов, куда разрешено заходить иностранным яхтсменам. В июле прошлого года Президент РФ Дм. Медведев подписал документ №203-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором была закреплена разрешительная норма для плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям. В пункте №3 говорилось о том, что перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, устанавливается Правительством РФ. В 2012 году в распоряжении №734-р с перечнем портов не упомянуты ни Выборг, ни Приморск. Потому что акватория Выборга является внутренними морскими водами РФ, а не внутренними водными путями.
 
Но пограничная служба настаивает, что для посещения островов Выборгского залива требуется специальное разрешение. До сих пор передвижение иностранных маломерных судов возможно только по фарватеру, транзитом. Доходило до парадокса. В 2010 году по существующему на тот момент постановлению №85 «О получении разрешения на право плавания иностранных судов…» потребовалось распоряжение председателя Правительства РФ Владимира Путина, чтобы разрешить стоянку яхт во время фестиваля «Паруса Выборга – 2010» в нашем городе в рамках «Кубка Балтийского моря»!
 
«На протяжении нескольких лет наши пограничники вводят нас в заблуждение, что акватория Выборгского залива считается внутренними водными путями. И должно существовать некое постановление, которое разрешит стоянку иностранных яхт на городских причалах», - говорит председатель Федерации парусного спорта Выборга.
 
А ведь когда-то регата задумывалась как морской фестиваль международного уровня. Но после того, как зарубежных яхтсменов стали снимать прямо во время гонок и уводить, как провинившихся школьников, в Высоцк, иностранные спортсмены к нам носа не покажут. Но добиться ответа на вопрос, почему пограничники занимаются самоуправством, не удается.
Питерцам и москвичам можно идти в Выборг, но нельзя идти на острова Выборгского залива. Нашим яхтсменам можно заходить на острова Выборгского залива до условной линии, западнее которой все острова запрещены для посещения. Под запрет попадают и Березовые острова, на которые приморчане могут спокойно выходить.
 
Согласно законодательству, плаванье во внутренних морских водах должно носить уведомительный характер, но пограничники по-прежнему не разрешают швартоваться иностранным судам в Выборге, кроме причала №1 Выборгского порта, являющегося пограничной зоной. Вот к примеру прекрасный образчик отписки. 30 декабря 2011 года начальник управления ФСБ России по СПб и Ленобласти Н.И. Исхаков в очередной раз ответил на запрос «Стоянка маломерных судов заграничного плавания на городском муниципальном причале №10 после их оформления на причале №1 порта Выборг возможна только под флагом РФ». И в этом же документе читаем: «Принятие решения о нахождении на причале №10…не входит в компетенцию пограничного управления». И как это понимать?
 
В этой безумной переписке практически в конце каждого официального ответа со стороны силовиков звучит совет: дескать, инициируйте решение вопроса через субъект Федерации (то есть Правительство Ленобласти) в адрес Росграницы и Минтранса. Пограничные службы настаивают, что яхты должны находиться в зоне причала №1, хотя все прекрасно понимают, что эта стенка может обеспечить весьма относительное комфортное существование лишь одного такого судна.
И руководство Выборгского района, и Светлана Нерушай, и яхтенное сообщество не могли доказать пограничникам, что они не правы. Стоит напомнить, что на причале Выборгского порта пограничный пункт организован по временной схеме. Но, похоже, нет ничего более постоянного, чем временное. Тем более что разрушенный причал на пограничной базе в Высоцке никто восстанавливать не торопится.
 
При этом в какую бы страну ни приходили выборгские яхтсмены, нигде нет никаких проблем. Пересечение границы в европейских странах организованно по аналогии с автомобильными переходами: единожды пересек границу, прошел проверку документов – и ходи везде, где не возбраняется. В Европе наши яхтсмены чувствуют себя белыми людьми: швартуются у любой причальной стенки, свободно посещают достопримечательности и не нарушают никаких мифических запретов.
А пока город, как может, поддерживает существование ежегодного морского фестиваля, при этом теряя приличные деньги в сфере морского туризма.

реквизит 16-22 июля 2012